Меню сайта

Андреева Наталья Александровна

Уважаемые родители и педагоги! Вас приветствует учитель-логопед Андреева Наталья Александровна. На моей страничке вы можете найти всю необходимую информацию по логопедической работе с детьми.

Речь человека – это язык в действии, она открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

В детском саду работа учителя-логопеда ведется по следующим направлениям:

- диагностика уровня речевого развития

- коррекция звукопроизношения

- коррекция слоговой структуры слова

- развитие фонематического слуха

- развитие и совершенствование связной речи

- работа по усвоению детьми лексико-грамматических категорий

- формирование речевого дыхания, ритма и выразительности речи

- развитие просодической стороны речи

- предупреждение нарушений письма и чтения

Рекомендации для родителей:

«С пальчиками играем – речь развиваем».

«Аденоиды и речевые нарушения у детей».

 

Рекомендации для педагогов:

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Дыхательная гимнастика в детском саду»

«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

 

Игротека:

Игры на развитие слухового внимания и речевого восприятия:

1. УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

2. ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

3. КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

 - Возьми мишку и посади в машину.

 - Возьми мишку из машины.

 - Посади в машину куклу.

 - Покатай куклу  машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

4. СВЕТОФОР

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

Баман     Паман    Банан    Банам   ваван    даван    баван    ванан                  

Витамин   Митанин   Фитамин  фитавин   витанин   митавин

альбом   айбом   аньбом    авьбом    альпом   альмом   альном   аблем

клетка   кьетка   клетта   кьекта    кветка   тлекта

5. ПОВТОРИ

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так

Ток-тук-так                                    

Бык-бак-бок                                   

Дам-дом-дым                                  

Ком-дом-гном                                

моток-каток-поток

батон-бутон-бетон

будка-дудка-утка

натка-ватка-ветка

клетка-плетка-пленка

При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих  подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

6. КАКОЙ  ЗВУК  ПОТЕРЯЛСЯ

 Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

 Ход игры: воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен …амолет, он отправится в полёт». В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его». Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолёт был пропущен звук С, что звучать это должно так: «Подготовлен самолёт, он отправится в полёт». Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах из предложения.

7. ЧТО  ЖЕ  ЗДЕСЬ  НЕ  ТАК?

 Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

 Ход игры: Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово …орова. Что это за слово? (Корова.) Какого звука не хватает в моем слове? (Звука к, который слышится в начале слова.) Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уси, ….рыша, …ерево, …ар, …абор. А это какое слово – …арай? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно!».

Игры на развитие силы голоса и темпа речи:

1. ПОДНИМАЕМСЯ В ГОРУ

Цель:

-Учить детей изменять силу голоса.

Оборудование: нет.

Ход игры:

Дети сидят на диванчики и представляют, что они поднимаются в гору вверх и считают до десяти, постепенно повышая голос. Начинать считать надо шепотом, а закончить уже громко. Затем педагог говорит детям, что вы спускаетесь с горы вниз и снова считаете, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить шепотом.

2. КАК НА ГОРКЕ – СНЕГ, СНЕГ

Цель:

Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Ход игры:

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению ( на каждую строчку четыре удара).

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

Игры на развитие речевого дыхания:

1. ПУЗЫРЬ

Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с»). Игра возобновляется.

2. КОРАБЛИК

Ход: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Воспитатель объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.

Ветерок, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

            (Русская народная приговорка)

3. КТО ДОЛЬШЕ?

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание.

Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.